Согласно мировым и российским исследованиям, примерно у 25-30% пациентов, принимающих препараты первой линии, возникает непереносимость препарата или в организме происходят изменения, которые приводят к тому, что лекарство перестает действовать - формируется привыкание, или, что еще хуже, возникают разного рода мутации. Такие больные по жизненным показаниям нуждаются в переводе на препараты второй линии. От этого не застрахован ни один из пациентов с ХМЛ.
Стоимость препаратов очень высока - от 140 до 170 тыс. руб. на месяц лечения, поэтому для многих регионов обеспечение всех нуждающихся пациентов с ХМЛ становится неподъемной ношей. В этой ситуации вопрос решается либо избирательно ("этому пациенту лекарство нужней" или "этот пациент много скандалит"), либо через суд. Как ни удивительно, но по решению суда деньги, как правило, находятся.
В конце 2014 года состоялось заседание комиссии Минздрава России по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. К сожалению, решение о включении препаратов второй линии для лечения ХМЛ было перенесено на 2015 год. Препараты были отклонены с формулировкой "необходимо предоставление дополнительных расчетов по прямым затратам на лечение". Эти расчеты сделать несложно. Но никто не подсчитывает экономического эффекта от того, что при полноценном лечении эти пациенты сохраняют работоспособность и продолжают работать, а не находятся на больничном. К тому же они отказываются от инвалидности, то есть не получают соответствующие пенсии. В перечень необходимо включать весь спектр нужных препаратов, чтобы у каждого пациента была возможность получать адекватное лечение.
Источник: Российская Газета