Правила проведения химиотерапии: что нужно знать пациенту.

Лекарственную противоопухолевую терапию получают практически все пациенты, болеющие злокачественными новообразованиями. Особенностью этого лечения является его длительность и повторяемость. Отдельные курсы введения препарата проводятся на протяжении нескольких лет, иногда в течение всей жизни больного. Какие правила необходимо соблюдать при получении этого вида лечения, чтобы сохранить качество жизни, рассказала кандидат медицинских наук Елена Викторовна Ткаченко – онколог, химиотерапевт, заведующая отделением краткосрочной химиотерапии НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова.

– Елена Викторовна, когда применяют химиотерапевтическое лечение?

– Химиотерапию применяют  на разных стадиях онкологического заболевания: на начальной стадии проводят предоперационную (неоадъювантную) и послеоперационную (адъювантную) терапию, также на более поздних стадиях, когда оперативное вмешательство по каким-то причинам уже невозможно. Противоопухолевая лекарственная терапия проводится и тогда, когда заболевание вернулось после радикального лечения. Поэтому многие наши пациенты получают это лечение и месяцы, и годы. И в этом нет ничего страшного или удивительного. Например, пациенты с сахарным диабетом, гипертонической или ишемической болезнями постоянно соблюдают определенные условия жизни и принимают специальные препараты. Так и онкологическое заболевание является хроническим, и, к сожалению, нередко даже после завершения лечения, через некоторое время вновь приходится его возобновлять.

– Какие побочные действия у химиотерапии?

– Побочные действия свойственны всем видам противоопухолевого лечения, даже если оно проводится по современным стандартам. Это связано с механизмом действия противоопухолевых препаратов. Осложнения бывают четырех степеней: побочные эффекты  первой и второй степени больше тревожат самих пациентов, но врачи к ним относятся спокойно, потому что эти осложнения часто неизбежны и угрозы для жизни не представляют. В основном это  изменения самочувствия пациента и лабораторных показателей, не требующие лечения, например, выпадение волос или некоторое снижение лейкоцитов по результатам анализов. К третьей и четвертой степеням относятся так называемые жизнеугрожающие осложнения, они требуют серьезного внимания со стороны лечащего врача.

– Лекарственное противоопухолевое лечение пациент в основном получает через вену. Есть ли способы подготовить вены, чтобы избежать возможных побочных эффектов?

– Да, существует ряд рекомендаций, выполняя которые пациент может научиться тренировать свои вены перед введением препаратов.

Для этого можно:

  • o на 10 минут свесить руки ниже уровня сердца, обернув их в горячие влажные полотенца, иногда накладывают слабые жгуты (не следует использовать тугие жгуты);
  • o для создания компрессии использовать манжету тонометра, накачанную до середины между систолическим и диастолическим давлением;
  • o за день до инъекции препарата пациент должен выпить достаточное количество жидкости, в день инъекции надеть свитер, чтобы руки были в тепле;
  • o на места будущих инъекций сделать теплые обертывания.

– Какие побочные эффекты от введения препаратов бывают?

– При внутривенном введении цитостатиков нередко развиваются воспалительно– склеротические реакции со стороны вен. Они проявляются разнообразно:  от выраженной боли по ходу сосудов уже во время инъекции до подострых флебитов, тромбофлебитов, флеботромбозов с исходом в облитерацию вен, иначе говоря,  зарастание вены. При длительном введении фторурацила стенки сосудов  пропитываются препаратом. Этот побочный эффект возникает практически в 100% случаев при применении некоторых препаратов. Зуд и эритема кожи по ходу вены во время введения цитостатиков отмечаются примерно в 3% инфузий, они проходят в течение 30 минут без осложнений и не свидетельствуют о подтекании препарата. Попадание под кожу раздражающих препаратов (цисплатин, дакарбазин, этопозид, фторурацил, паклитаксел, винорельбин) может вызвать жгучую боль и покраснение в месте инъекции, но если принять правильные меры, то к некрозу это не приведет.

– Существуют способы избежать осложнений или их облегчить?

– Медицинский персонал знает, как профилактировать осложнения со стороны вен. Полезно это знать и пациентам. Дело в том, что инъекции растворов цитостатиков вводятся только в минимально допустимых концентрациях. Капельные инфузии с большим количеством жидкости служат лучшим способом предупреждения повреждений стенки вен (только в случаях, когда это рекомендовано как способ введения цитостатика). Если препарат необходимо вводить струйно, то его разводят в 20-30 мл рекомендуемого растворителя, а после инъекции промывают вены изотоническим раствором NaCl. При попадании некоторых препаратов под кожу возникает гиперемия, воспаление. В трети случаев может возникнуть некроз, который без вмешательства не заживет. В этом случае необходимо обратиться за хирургической помощью.

– Что нужно делать, если химиопрепарат всё-таки попал под кожу?

– Подачу препарата необходимо остановить, но иглу или катетер вытаскивать из вены не нужно, через них медсестра извлечет попавший под кожу препарат. Для некоторых химиопрепаратов существуют антидоты (противоядия), но, к сожалению, есть они не для всех препаратов.  Антидотом медсестра обколет место инъекции, а затем уже удалит из вены иглу или катетер. Пораженной конечности следует придать приподнятое положение на 48 часов, чтобы уменьшить риск воспаления и отека. Для этого достаточно закрепить руку в согнутом положении с помощью перевязки или косынки.

Обычно пациенты знают, что им капают. В зависимости от препарата, попавшего под кожу, к пораженному участку прикладывают холод или тепло. Например, если под кожу попали доксорубицин, эпирубицин, паклитаксел, то прикладывают пакет с холодной водой или со льдом на 15-20 минут не менее четырех раз в сутки в первые 24 -48 часов. Иногда применяют аппликации с димексидом (в 25-50% растворе смачивают марлевые салфетки и накладывают на пораженные участки в течение 20- 30 минут). Поверх салфетки накладывается полиэтиленовая пленка из х/б или льняная ткань. Длительность использования аппликаций – 10 -15 дней. Если отек, эритема и боль долго не проходят, то это показание для обращения к хирургу, даже если изъязвление еще не появилось.

При попадании под кожу таких препаратов как винкристин, винбластин, винорельбин, этопозид прикладывают теплый компресс на 15-20 минут не менее четырех раз в сутки в течение 24- 48 часов. При воспалительной реакции возможна аппликация гидрокортизоновой мази.

Если развился флебит (т.е. воспаление вены), то он лечится по таким же принципам, как и обычные флебиты вне химических ожогов: применяются низкомолекулярные гепарины, антикоагулянты непрямого действия, антиагреганты.

– Почему лекарственное противоопухолевое лечение можно получать только в специализированных клиниках?

– Дело в том, что у каждого препарата свой срок и скорость введения, и для дробного и длительного введения применяется специальное оборудование. Именно поэтому ни в коем случае нельзя капать химиотерапию дома или в поликлинике, где не знают, что такое противоопухолевая лекарственная терапия. Давно уже, по крайней мере, в Санкт-Петербурге, комитетом по здравоохранению врачам, медсестрам запрещено капать противоопухолевые препараты на дому после смерти нескольких пациентов. Вы можете проводить химиотерапию только в специализированной клинике, где можно быть уверенным, что врач и медсестра понимают, что делают. Препараты должны определенным образом разводиться, капаться, храниться, их нельзя смешивать. Есть только пара препаратов, которые смешивают в одном флаконе. Все остальные должны капаться поочередно, да еще и между препаратами необходимо промывать систему физраствором. Каждый препарат должен разводиться определенным раствором: глюкозой, раствором Рингера, водой для инъекций или физраствором. Это сложная наука.

– Какое оборудование для введения препаратов сегодня используется?

– Существует несколько типов медицинского оборудования для длительного и дробного введения препаратов. Например, перфузоры – это устройства, позволяющие вводить медикаментозные препараты и растворы с исключительно высокой точностью. Порой счёт идет на десятые доли миллилитров в час (особенно часто это применяется в отделении реанимации, где скорости введения медикаментов, как правило, 1 мл/час, 5.6 мл/час и т.д.). Перфузоры могут быть механическими или электронными. Они имеют несколько названий: инфузоматы, линеаматы, шприцевые насосы, шприцевые дозаторы и др. Есть микроинфузионная помпа  (инфузор) – безопасное и эффективное медицинское изделие, предназначенное для длительного, дозированного, контролируемого введения лекарственных препаратов, используемых в медикаментозной терапии (в том числе и химиотерапии). Как правило, такие помпы называют инфузор или инфузомат. Так же можно встретить названия: шприцевой насос, дозатор медицинский, инфузионный насос и др.

– Какие правила введения противоопухолевых препаратов должен знать пациент?

– Введение противоопухолевых препаратов должно выполняться только  в отделениях, специализирующихся на цитотоксической химиотерапии исключительно под наблюдением компетентного врача. Этот метод лечения требует специальной подготовки, тщательности при приготовлении растворов  препаратов и соблюдения всех правил их введения, указанных в инструкциях. Поэтому к выполнению работ с цитостатиками должны допускаться медицинские сестры, прошедшие специальную подготовку, обученные безопасным методам и приемам работы. Также необходимо соблюдать последовательность и скорость введения препаратов, учитывать химические свойства при использовании оборудования для их введения. Соблюдать правила и сроки хранения препаратов как в аптечной упаковке, так и после их приготовления. Ни в коем случае нельзя смешивать препараты «в одном флаконе», если в инструкции по применению данных препаратов нет для этого особых указаний. Необходимо знать и соблюдать все  условия хранения препарата и его транспортировки, если он приобретается и доставляется в клинику самим пациентом. Это очень важно. Потому что многие пациенты говорят: «Я куплю, привезу, а вы мне прокапайте!» Если вы купите, например, герцептин в аптеке и привезете его к нам не в холодильнике, а в обычной упаковке, что мы получим? В лучшем случае – воду. В случае личного приобретения препаратов уточните правила хранения и транспортировки у своего врача.

– Какие способы внутривенной доставки препаратов сегодня используются?

– На сегодняшний день существует несколько способов: через иглу, переферический венозный катетер, центральный венозный катетер и имплантируемый порт. Вы знаете, когда я начала работать в медицине, мы работали еще многоразовыми иглами. Они были тупые, поэтому могли долго стоять в вене.  А как только появились одноразовые иглы, стали возникать сложности.  Они же острые, чуть пациент шевельнулся, она прокалывает вену моментально. Поэтому если необходимо  вводить препарат долго, то делать это лучше через переферический венозный катетер. Если его устанавливать в асептических условиях, правильно ухаживать, то до 10 дней им можно пользоваться.

Для более длительного венозного доступа используют центральный венозный катетер, особенно в тех случаях, когда необходимо обеспечить полное парентеральное питание у хронических больных.  Край центрального венозного катетера вводится в пустотелую вену. У этих катетеров много преимуществ. Но неправильный уход за ними может привести и к серьезным осложнениям. Поскольку если возникнет воспаление, то оно будет не местным, а общим. Поэтому центральный венозный катетер требует профессионального использования и тщательного ухода.

Еще существует порт-система. Это инвазионный порт, который представляет собой титановый резервуар в виде толстой монеты диаметром около 4-4,5 см и толщиной около 1 см, который покрыт изнутри биоинертным полимером. На верхней плоской части установлена мембрана из многослойного силикона, через которую вводят лекарственные препараты. Порт имеет тонкую трубочку-катетер длиной до 10-15 см, которая пропускается в яремную вену и реже в артерию.

Показания к применению порт-системы:

  • мониторирование центрального венозного давления (ЦВД) у пациентов с острыми состояниями для контроля водного баланса;
  • длительное внутривенное введение антибиотиков;
  • длительное парентеральное питание у хронических больных;
  • длительная терапия боли;
  • химиотерапия;
  • введение препаратов, которые могут вызвать флебит при введении периферические вены (например, с щелочным РН), таких как: хлорид кальция, гипертонический раствор натрия хлорида, раствор хлорида калия;
  • забор стволовых клеток из периферической крови;
  • частые заборы крови;
  • необходимость в обеспечении постоянного или частого венозного доступа;
  • необходимость во внутривенной терапии при отсутствии периферического венозного доступа;
  • переливание крови;
  • регидратация.

Есть свои противопоказания, но они все относительны, и доктора сами принимают решение, учитывать их или нет.

– Какие очевидные преимущества у порт-системы?

– Их много. Главное, что человек может вести привычный образ жизни. Венозный порт имплантируется под кожу пациента, он не виден снаружи, поэтому не может быть задет одеждой, инфицироваться при приеме ванны, «выскочить» из вены. Люди с установленными портами могут заниматься спортом, выполнять физическую нагрузку, плавать, путешествовать, отдыхать заграницей и т.д. Им можно проходить МРТ и КТ исследования, он совместим с магнитным полем. При правильной эксплуатации порт-система может работать 5-7 лет. Существуют наблюдения, что если за  порт-системой правильно ухаживать, то фактически она может использоваться пожизненно.  В некоторых странах установка порт-системы является неотъемлемой частью «золотого стандарта» лечения. В Западной Европе порты широко применяются у пациентов с впервые выявленным онкологическим заболеванием, которым планируется проведение множественных сеансов химиотерапии, особенно цитостастическими препаратами, которые вызывают повреждение периферических вен. Кроме того, инфузионные порты устанавливаются пациентам с тонкими периферическими венами на верхних и нижних конечностях. В отечественной онкологической практике порты пока используются редко.

– Как происходит установка инфузионного порта?

– Процедура имплантации  порта проводится под местной анестезией и абсолютно безболезненна. Порт, как правило, имплантируется в правую подключичную область, хотя место может быть любым, главное, чтобы рядом была проходимая вена. Процедура занимает от 10 до 30 минут и не требует длительной госпитализации. Пациент находится в стационаре около часа после установки, а потом самостоятельно может ехать домой. Врач предоставляет ему необходимую информацию о правилах поведения после операции и о лекарствах, которые необходимо принимать в течение нескольких дней после процедуры.

– Как ухаживать за порт-системой?

– Правильный уход подразумевает использование только специальных игл – иглы Губера для катетеризации порта, а также правильное промывание после инфузии или забора крови. Игла Губера отличается от обычных игл специальной формой скоса и не повреждает порт при введении. Каждый пациент с установленной порт-системой должен иметь при себе паспорт порта, в котором указан размеры иглы Губера, которые можно использовать именно для его порта.

– О каких «сигналах тревоги» должен знать пациент с установленным портом?

– Надо понимать, что при использовании порт-системы бывают и осложнения. Пациент должен насторожиться и обратиться к врачу в случае:

  • болезненности, гиперемии, отечности и гипертермии в области порта;
  • неприятных или болезненных ощущений во время введения препарата;
  • озноба и подъема температуры после использования порта;
  • появления припухлости вокруг порта и в проекции катетера;
  • отсутствия аспирации венозной крови, затрудненного введение препарата.

Источники:

  1. Гершанович М.Л., Бланк М.А. Осложнения противоопухолевой терапии / М.Л. Гершанович, М.А. Бланк, СПб: Роза ветров, 2013. 376 c.
  2. Роланд Т.С. Противоопухолевая химиотерапия: руководство / Т.С. Роланд, Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 1032 c.
  3. Boyiadzis M.M. Hematology-oncology therapy / M.M. Boyiadzis, New York: McGraw-Hill, Medical Publishing Division, 2007.
  4. Chu E., DeVita V.T. Physicians’ cancer chemotherapy drug manual 2018 / E. Chu, V.T. DeVita, 2019.
  5. DeVita V.T., Lawrence T.S., Rosenberg S.A. DeVita, Hellman, and Rosenberg’s cancer: principles & practice of oncology / V.T. DeVita, T.S. Lawrence, S.A. Rosenberg, 2019.
  6. Niederhuber J.E. Abeloff’s clinical oncology / J.E. Niederhuber, 6th edition-е изд., Philadelphia, PA: Elsevier, 2019.
  7. Manual of clinical oncology под ред. D.A. Casciato, 5th ed-е изд., Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins, 2004. 753 c.
  8. Руководство по химиотерапии опухолевых заболеваний под ред. Н.И. Переводчикова, В.А. Горбунова, 4-е изд., Москва: Практическая медицина, 2018. 688 c.

Материал подготовила: Наталья Субботина, специалист по связям с общественностью

НМИЦ онкологии им Н.Н. Петрова, Кемеровский государственный университет, факультет филологии и журналистики, отделение журналистики.

Источник: ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России https://nii-onco.ru/lechenie/pravila-provedeniya-himioterapii-chto-nuzhno-znat-patsientu/