22 мая 2015 г. в Москве прошел первый Всероссийский конгресс "Право на лекарство".
Планировалось, что Конгресс станет открытой дискуссионной площадкой, на которой представители государственных органов власти, медицинского и пациентского сообществ обсудят вопросы, связанные с решением проблем лекарственного обеспечения в РФ.
Мое внимание привлекли выступления директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Е. Максимкиной, начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Т. Нижегородцева, исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (АIPM) В. Шипкова, директора Центра социальной экономики Д. Мелик-Гусейнова.
К сожалению, обсуждение темы лекарственного обеспечения, на мой взгляд, свелось больше к обсуждению экономических проблем, чем обсуждению самого «права на лекарство». Подавая заявку на участие в мероприятии, я предполагал, что, все-таки, будет конструктивная дискуссия, как это позиционировалось, а по факту попал на мероприятие, на котором в очередной раз обсуждались проблемы, которые уже не первый год обсуждаются на разных площадках.
Что в итоге? А. Саверский в очередной раз, в свойственной ему манере, поведал всем о том, что ситуация с лекарственным обеспечением напоминает «наполовину пустой стакан», что надо что-то с этим делать, при этом, каких-то действенных мер, предложений, моделей, как улучшить эту ситуацию, не последовало.
Е. Максимкина, в очередной раз назвала цифры: льготников, орфанников, количество средств которое тратится на обеспечение, на закупки по 7ВЗН и т.д. При этом несколько удивила, но вместе с тем и вернула к действительности, высказыванием, что она по натуре – оптимист и как не надо путать оптимизм с идиотизмом. Мечтать можно, но надо быть реалистами. Мечта о том, что все лекарства для пациентов будут бесплатными, за что ратует А. Саверский, по меньшей мере, не реальна. Так же удивило высказывание, что никто ничего не предлагает для улучшения ситуации по лекарственному обеспечению. Всем присутствующим было предложено разработать модели, произвести расчеты и предложить свое решение вопросов, связанных с амбулаторным лекарственным обеспечением всех или отдельных групп населения.
С «Презентацией №25» выступил Т. Нижегородцев. Название презентации связано с тем, что он поднимает вопросы организации программ лекарственного обеспечения россиян далеко не в первый раз. Были озвучены вопросы взаимозаменяемости препаратов, лекарственного возмещения, контроля качества лекарственных препаратов. В частности, было отмечено, что без четких и жестких критериев контроля качества лекарств нельзя говорить о создании так называемых агрегированных групп взаимозаменяемых препаратов в рамках одного МНН, а без взаимозаменяемости невозможно будет запустить программы лекарственного возмещения. Прозвучала критика в адрес тех врачей, которые высказываются по вопросу неэффективности дженериков и приведен опыт зарубежных стран, где за подобные высказывания врача лишают права заниматься врачебной практикой и изгоняют из медицины. Кроме очередной критики министерства, определения принципов, к сожалению, конкретных предложений не последовало.
Кардинально другими выглядели выступления директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (АIPM) В. Шипкова и директора Центра социальной экономики Д. Мелик-Гусейнова. В этих выступлениях прозвучали не только критические замечания, но и конкретные предложения по изменению ситуации лекарственного обеспечения.
В. Шипков рассказал об опыте скандинавских стран по лекарственному обеспечению. В Норвегии, например, жители раз в год оплачивают сумму, примерно равную двум обедам в ресторане, в качестве софинансирования. Тем самым решается параллельно сразу несколько вопросов: появляется заинтересованность граждан в результате лечения и у государства появляются дополнительные средства для решения вопроса лекарственного обеспечения. Было предложено рассмотреть и использовать этот опыт у нас в стране.
Был сделан анализ финансирования лекарственного обеспечения таких стран как Россия, Польша, Румыния, Греция и, к сожалению, по этому вопросу наша страна показывает не лучшие результаты.
Наиболее информативным, содержательным и конкретным было выступление Д. Мелик-Гусейнова, который не только отметил недостатки и дал оценку сегодняшней ситуации с лекарственным обеспечением, но и представил экономический расчет средств, необходимых на лекарственное возмещение и возможные источники финансирования.
Так же был поднят вопрос объединения региональных и федеральных льготников в одну категорию, отмены «монетизации» льгот за лекарственное обеспечение.
Все выступления и выступающие, как ни странно, в основном комментировались Т. Нижегородцевым, а вопросы задавались А. Саверским. При этом возможность задать вопрос из зала выступающим, увы, была ограничена.
Если бы мне предложили кратко выразить мнение о Конгрессе, это был бы вопрос: «Для чего?»
А. Н. Солодовников,
Первый вице-президент ВООГ "Содействие".