В медиацентре «Российской газеты» эксперты обсудили государственные планы по борьбе с онкологическими заболеваниями, а также проблемы с доступностью инновационных препаратов в онкологии и онкогематологии.
Планы государства
Сегодняшние реалии расходятся с целями, которые намечены государством в сфере борьбы с онкологическими заболеваниями, говорит директор Российского общества клинической онкологии Илья Тимофеев. Раком будет болеть все больше российских граждан, подчеркивает эксперт: за последние десять лет количество больных раком увеличилось на 20%, и к 2019 году в России будет 600 тыс. заболевших – это больше населения ряда российских городов. При этом каждый год от онкологических заболеваний погибает 300 тыс. человек, говорит Тимофеев. Показатели смертности и заболеваемости совершенно неудовлетворительны, заявляет эксперт.
В 2018 году во время ежегодного послания к федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости создания общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. Президент поручил правительству добиться снижения смертности от новообразований, в том числе от злокачественных до 185 случаев на 100 тыс. населения в 2024 году. К этому времени планируется построить новые онкоцентры и дооборудовать старые. На это планируется потратить примерно 1 трлн рублей. Президент также призвал уделить больше внимания ядерной медицине.
За последние 10-15 лет удалось сократить смертность от онкологических заболеваний на один процент. Это в рамках статистической погрешности, подчеркивает Тимофеев. При этом президент поставил цель снизить смертность на шесть процентов к 2024 году, отмечает эксперт. Необходимо ускориться для того, чтобы ситуация соответствовала этой цели, и для решения этой проблемы должно подключиться не только государство, но и профессиональное сообщество, считает Тимофеев.
Продолжительность жизни
Онкологические заболевания находятся на втором месте по смертности после сердечно-сосудистых, отмечает эксперт, при этом для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями удалось добиться увеличения продолжительности жизни – в отличие от онкологических больных они могут жить долгие годы. С точки зрения Тимофеева, необходимо сосредоточиться на увеличении продолжительности жизни людей с онкологией, улучшении качества жизни тех больных, которые имеют такой диагноз, и увеличении процента больных, которые доживают до 80 лет.
«Большая надежда была на профилактику и раннюю диагностику. Но увы, как бы мы ни развивали профилактику, как бы мы ни развивали раннюю диагностику, 50% процентов больных окажутся с метастатической формой болезни. Им потребуется лекарственная форма лечения. И только существующие инновационные методы, которые внедряются и в России, позволят увеличить их продолжительности жизни», — считает эксперт.
Доступность лекарств
Проблема доступности инновационных лекарств стоит очень остро, говорит Лилия Матвеева, президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие». Людям с онкогематологическими заболеваниями могут своевременно назначить препараты, но получить их будет очень сложно. Для таких пациентов вопрос времени очень важен, подчеркивает она, — у них нет возможности ждать.
Основная проблема заключается не в перечнях доступных препаратов, а в бюджетах, считает главный научный сотрудник отделения клинической фармакологии и химиотерапии НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина Алексей Трякин. Каждый новый препарат, по словам эксперта, становится дополнительной нагрузкой на бюджет. Система лекарственного обеспечения требует изменения, считает Трякин. Кроме того, по мнению эксперта, в ситуации, при которой далеко не все пациенты обеспечены возможностью воспользоваться базовой терапией, необходимо притормозить планы по строительству центров ядерной терапии.
Министерство здравоохранения РФ не пригласило пациентские организации к обсуждению создаваемой сегодня стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями, отметила Ирина Боровова, президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!». Как показывает практика, документы, которые создаются без участия тех, для кого они пишутся, будут долго корректироваться, чтобы эффективно работать на практике, подчеркнула она.
Лечение онкологических пациентов стоит на трех постулатах, рассказала Боровова: лучевая терапия, лекарственная и хирургическая. Лекарственная терапия помогает закрепить процесс, часто это основа лечения пациента, говорит эксперт, и за последние годы в этой сфере был сделан колоссальный прорыв. Новейшие технологии — это шанс пациента жить долго и качественно, но наши врачи зачастую получают инновационные лекарства лишь спустя пять-десять лет, резюмировала она.
Одна из острых проблем – незарегистрированные препараты, говорит Боровова. Пациент имеет право на их получение, но зачастую у него нет ни сил, ни времени их доставать. Эксперт привела в пример Германию, где больные с онкологией не сталкиваются с необходимостью добиваться лекарств. Если в России пациентские организации борются за права граждан, то немецкие пациентские сообщества в основном заняты улучшением качества жизни пациентов, подчеркнула она. Еще одна проблема, по словам Борововой, заключается в недостатке образования: зачастую в регионах врачи просто не знают, как использовать новые технологии. Кроме того, существует проблема недостатка врачей, говорит эксперт: на всю страну есть только 9 тыс. онкологов.
Ранее в Национальном центре онкологии имени Н.Н. Блохина рассказали о разработках тестов для раннего обнаружения онкологических заболеваний. Система будет находить разрушенные ДНК опухолевой клетки, которые дают полную информацию о процессе в организме. Это помогает обнаружить опухоли даже на этапе, когда никаких проявлений и симптомов нет.