15 июня Московский гематологический центр отмечает 45-летие. Центр недавно переехал в реконструированный 17-й корпус городской клинической больницы имени С.П. Боткина. Для пациентов заработал дневной стационар, который позволяет больным получать лечение и при этом сохранять привычный образ жизни. Главный столичный гематолог Вадим Птушкин рассказал в интервью mos.ru о планах по открытию дневных стационаров при каждом гематологическом отделении в городе, о вебинарах для пациентов по скайпу, а также посоветовал москвичам ежегодно сдавать общий анализ крови.
— Вадим Вадимович, в этом году Московский городской гематологический центр при Боткинской больнице отмечает 45-летие. Что нового появится в МГГЦ?
— Действительно, 15 июня Московский гематологический центр, недавно переехавший в полностью реконструированный 17-й корпус городской клинической больницы имени С.П. Боткина, отмечает круглую дату. В этом обновлённом подразделении проводятся все необходимые для подтверждения диагноза процедуры, наблюдения и лечение самыми современными препаратами.
Амбулаторное подразделение рассчитано на лечение более чем 120 больных в день. Планируется, что для существенной части пациентов дневной стационар полностью заменит круглосуточный. Они смогут получать химиотерапию, иммунотерапию и таргетную терапию в амбулаторных условиях без госпитализации.
В Московском городском гематологическом центре организовано централизованное получение биоматериалов для лабораторных исследований (кровь, костный мозг, лимфатические узлы). Эти образцы без участия пациентов доставляются в городские лаборатории.
Начало работы с электронной историей болезни позволило иметь быстрый и удобный доступ ко всей медицинской документации пациентов. Уже сегодня в МГГЦ бумажные истории сохраняются только как дубликат информации.
Ещё одно новшество — электронная очередь и почасовая запись — позволит сократить пациенту время ожидания приёма у гематолога, а врачу даст возможность лучше планировать свою работу.
— Насколько эффективно амбулаторное лечение по сравнению с обычной госпитализацией?
— Традиционно работа круглосуточных стационаров была очень напряжённой, и, хотя их объём сохранялся значительным — около 400 коек, пациентов в Москве тоже достаточно много. Постоянная высокая загрузка рождала организационные проблемы, связанные с трудностями поддержания графика плановой госпитализации.
Стояла задача оптимизировать работу круглосуточных стационаров. Анализ их работы в 2012–2014 годах показал, что госпитализированных пациентов можно было условно разделить на три группы. Первая группа — это пациенты, которые должны получать лечение в круглосуточном стационаре в связи с тяжестью своего заболевания и токсичностью терапии, вторая группа — пациенты с менее токсичными курсами лечения, а третья группа — это больные, которым химиотерапия не показана в связи с устойчивостью заболевания или тяжёлым состоянием. Больные второй группы, а это каждый третий пациент, могут получать лечение амбулаторно. Больные третьей группы нуждаются лишь в сопроводительной терапии, позволяющей сохранить максимально возможное качество жизни в условиях отделений паллиативной терапии. Перераспределение этих потоков позволит значительно снизить нагрузку на круглосуточные стационары.
Амбулаторное лечение — это прежде всего сохранение привычного образа жизни без потери его качества. 10 лет назад последствия от терапии для пациентов были так тяжелы, что отпустить их домой к семье не представлялось возможным. Они проводили дни и месяцы в больничной палате. В дневной стационар попадали не более трёх процентов пациентов.
Теперь лекарства стали более мягкими и позволяют больному не проводить всё время под присмотром медиков, а возвращаться к привычной для него жизни. Сегодня каждый четвёртый пациент (25 процентов) может себе позволить проходить химиотерапию в дневном стационаре. Психологически человеку легче переносить тяготы болезни дома, к тому же при амбулаторном лечении минимизируется риск госпитальных инфекций. Мы планируем в ближайшее время открыть при каждом отделении гематологии в Москве амбулаторный стационар.
— Сколько москвичей страдают гематологическими заболеваниями?
— Гематологические заболевания, в том числе опухолевые, к счастью, встречаются реже, чем такие, как рак лёгкого или рак желудка. Всего под наблюдением учреждений Департамента здравоохранения города находится около 20 тысяч пациентов. Благодаря препаратам нового поколения со сниженной токсичностью удается существенно продлить жизнь пациентов, улучшить её качество.
У нас есть достаточное количество самых современных препаратов для лечения гематологического пациента. В Москве заболевания крови лечат по самым современным технологиям. В то же время сохраняются и гематологические заболевания, для которых пока нет достаточно эффективных и безопасных возможностей лечения. В первую очередь это острый миелобластный лейкоз. Это заболевание протекает стремительно и тяжело, особенно у пожилых, а препараты, которыми мы можем поддержать больного, очень токсичны. За последние полвека во всём мире, к сожалению, не появилось принципиально новых лекарств для больных с этим диагнозом.
— Расскажите, как высокие технологии применяются при лечении гематологических заболеваний? Лечение новыми препаратами, должно быть, недёшево?
— Все лечение для гематологических больных в Москве абсолютно бесплатно. Это и диагностика, и наблюдение, и амбулаторное лечение, и госпитализация, и обеспечение всеми современными препаратами. Частично лечение финансируется по федеральной программе «Семь нозологий» (программа по финансированию лечения заболеваний, требующих дорогостоящей терапии. — Прим. mos.ru), но большая часть финансирования новых препаратов для гематологических заболеваний поступает из городского бюджета.
В наше время усовершенствованные препараты появляются очень быстро. Если раньше новый препарат поступал на регистрацию в среднем раз в 10–15 лет, то сегодня достижения молекулярной биологии позволяют проверять и регистрировать до трёх новых лекарственных молекул для каждой нозологии ежегодно.
Мы убедились в прекрасных результатах новых методов лечения таких заболеваний, как хронический миелолейкоз, хронический лимфолейкоз, миеломная болезнь. Важно, что для некоторых пациентов, несмотря на сохранение опухолевых клеток, назначение современных препаратов позволяет иметь такую же продолжительность жизни, как и у здоровых людей. То есть мы успешно переводим агрессивную опухоль в хроническое заболевание, такое как гипертония или сахарный диабет. Заболевание становится контролируемым. Ещё 15 лет назад выживаемость у больных хроническим миелолейкозом составляла три — пять лет. Сейчас 90 процентов пациентов с этим диагнозом живут долго, работают, участвуют в общественной жизни, рожают детей. А некоторым больным лечение и вовсе удалось отменить.
У нас в Москве есть пациенты, которым отменили лечение несколько лет назад, и никакого присутствия лейкоза в организме не определяется. То есть терапия позволила достичь такой глубокой и стойкой ремиссии, что отмена препарата не привела к рецидиву заболевания. Конечно, таких лекарств и методов лечения нет для всех 50 наших нозологий, но по половине из них мы достигли существенного прогресса в лечении.
— Вадим Вадимович, вы рассказали о медицинской помощи пациентам. А есть ли информационная помощь?
— При ГКБ имени Боткина два раза в год организуют школы для пациентов, где они могут пообщаться с врачами и друг с другом, получить ответы на все интересующие вопросы. Кроме того, в МГГЦ раз в месяц проходят семинары для больных с хроническим миелолейкозом, а недавно мы открыли новый формат общения с нашими пациентами — вебинары по скайпу, виртуальный «Университет для пациентов». Вебинары будут проходить один раз в месяц.
— Год назад было объявлено, что Москва впервые стала обеспечивать свою потребность в донорской крови. Эта тенденция сохраняется?
— Москва полностью обеспечена кровью и компонентами в необходимом количестве. Это позволяет всеобъемлюще удовлетворять потребность медицинских организаций. Что касается доноров, то, по итогам 2015 года, их насчитывалось более 83 тысяч человек. А количество донаций достигло 150 тысяч. В целом эти показатели стабильны. Сегодня нет ни сокращения числа доноров, ни сокращения числа донаций. Кровь можно сдать на Центральной станции переливания крови и в 16 отделениях переливания крови по всему городу.
— Какая мотивация есть для появления новых доноров крови? Будут ли для доноров вводить новые льготы?
— Сегодня московские доноры имеют достаточное количество льгот, начиная от двух дней отгула на работе (один день — в день сдачи крови, другой — в любой удобный день), заканчивая тем, что почётные доноры Москвы получают право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. К тому же почётные доноры имеют право на бесплатное изготовление зубных протезов по медицинским показаниям в медицинских организациях города, скидку в 50 процентов по оплате коммунальных услуг, а также скидку в 50 процентов на покупку лекарств. Расширение существующего набора льгот пока для не рассматривается.
— А сколько сейчас почётных доноров в Москве?
— Насколько я знаю, эта цифра составляет более 1000 человек. При этом количество почётных доноров постоянно увеличивается.
— Вадим Вадимович, расскажите, условия мегаполиса влияют на частоту возникновения заболеваний крови?
— Современная медицинская наука позволяет объяснить происхождение гематологического заболевания по конкретным генетическим дефектам лишь у трёх процентов пациентов. К сожалению, для подавляющего большинства больных достоверно объяснить возникновение опухоли генетикой или определёнными условиями жизни пока невозможно. Единственное, что я могу посоветовать, чтобы минимизировать риск заболеть, — это отказаться от табака и вредных привычек, нормализировать режим работы и отдыха, а также делать общий анализ крови не реже одного раза в год. Общий анализ крови поможет оперативно выявить какие-либо отклонения и не даст запустить болезнь.
Источник: www.mos.ru