Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отчиталась перед президентом Владимиром Путиным по итогам социологических исследований, посвященных медицинской помощи.
В своем докладе министр привела итоги нескольких соцопросов, которые завершились в июне 2015 года. В ведомстве отметили, что в настоящее время россиян больше всего тревожат три направления: доступность первичной медицинской помощи в сельской местности и в удаленных районах страны; возможность получения качественной бесплатной медицинской помощи в стационаре в том случае, если человек серьезно заболевает; доступность, ценовая и ассортиментная, лекарственных препаратов.
Самое крупное исследование, изученное Минздравом, охватило более 90 тысяч человек из всех регионов страны, так что, по мнению Вероники Скворцовой, его можно считать «абсолютно репрезентативным». Это исследование показало, что уровень удовлетворенности россиян оказанием медпомощи и здравоохранением в целом вырос: показатель удовлетворенности составил 40,4%, что на 10,5% больше, чем в 2006 году, и на 5% выше, чем в 2012-м.
«Удовлетворенность оказалась выше при всех видах медицинской помощи, но особенно значимо для помощи, которая оказывается участковыми врачами и скорой помощью», – подчеркнула министр.
Региональная дифференциация при этом значительная: максимальный показатель достиг 61,5%, а минимальный – 23%. Продвинулись вперед Ямало-Ненецкий автономный округ, Псковская и Новгородская области, Республика Ингушетия, Санкт-Петербург, Татарстан, Ростовская область. «Притом что определенная положительная динамика нас радует, мы прекрасно понимаем, что есть огромный резерв для дальнейшего улучшения ситуации, в том числе с выравниванием внутрирегиональных различий», – признала чиновница.
Также существенно выросло доверие населения государственным медицинским учреждениям – с 52% в 2011 году до 65%. «И уже в текущем 2015 году 81% россиян сразу обратились в государственные учреждения, и, естественно, все предпочитают бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС», – рассказала президенту Вероника Скворцова.
По данным Минздрава, качество оказанной медицинской помощи – и диагностической, и лечебной – удовлетворяет от 78 до 93–95% россиян. Скворцова уточнила, что в этом случае респондентам задавался вопрос в отношении прошлого визита, а «когда речь идет о неких абстрактных оценках, показатели бывают и ниже». Например, согласно результатам опроса, опубликованным в конце июня нынешнего года ВЦИОМ, 50% россиян считают необходимым повышение качества медицинских услуг, оказываемых по ОМС, еще 49% оказались недовольны уровнем профессиональной подготовки врачей.
Также в ходе исследования людям задавались вопросы о платности медицинской помощи. «Здесь вопросы делились на две группы. Первая: платили ли вы за помощь, когда последний раз обратились к врачу? Здесь от 82% до 88% населения ответили «нет», деньги не вносились. Вместе с тем, когда был поставлен вопрос, приходилось ли платить за медицинскую помощь, 46% россиян сказали «да», из них 40% платили официально», – рассказала министр.
Эти данные расходятся с результатами исследования, проведенного департаментом социологии Финансового университета при Правительстве РФ по заказу кабмина: почти 45% россиян пользуются платными медицинскими услугами в частных и государственных клиниках. Тем не менее авторы этого отчета спрогнозировали, что по итогам 2015 года спрос на медицинские услуги в частных клиниках резко снизится из-за кризисного сокращения доходов населения.
Росздравнадзор и ФФОМС за 2014 год выявили около 1,5 млн нарушений, связанных с принуждением пациентов платить в кассу официально за то, что полагается в рамках системы ОМС. «Но это, в общем, все равно не очень большой, и слава богу, процент – 0,1%, если говорить о 1,5 млрд посещений медицинских организаций», – пояснила Вероника Скворцова.
Источник: vademec.ru