Крупнейшие общественные организации российских пациентов обратились к руководству страны с открытым письмом, призывая пересмотреть планы «оптимизации» системы здравоохранения РФ и исключить расходы на здравоохранение из сферы «бюджетного маневра», оставив их в основном в федеральном ведении.
Предлагаемая реформа, в соответствии с которой основная нагрузка в сфере охраны здоровья населения ляжет на плечи регионов, не гарантирует субъектам РФ достаточных средств даже для поддержания системы здравоохранения хотя бы на ее нынешнем уровне, указывается в письме. Неравенство в доходах между отдельными регионами уже сегодня создает серьезные проблемы - территориальные программы в большинстве субъектов РФ не исполняются в полном объеме. Не приходится особо рассчитывать и на поддержку со стороны федерального бюджета: создание единой федеральной субвенции позволяет руководству регионов изменять пропорции расходов на образование, здравоохранение, охрану лесов и другие нужды по своему усмотрению.
Организации, подписавшие письмо, считают «бюджетный маневр» в сфере здравоохранения неоправданным социальным экспериментом на здоровье и жизни россиян и добиваются, чтобы основная часть расходов на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение – сверх минимума, доступного даже самым дотационным регионам за счет собственных средств – по-прежнему финансировалась из федерального бюджета.
Текст письма:
Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы обращаемся к Вам от имени миллионов российских граждан – нынешних и потенциальных пациентов, чьи интересы мы представляем.
Мы в высшей степени встревожены планами реформы системы финансирования здравоохранения, получившей название «бюджетного маневра». Наш многолетний опыт работы по защите прав российских граждан на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение в соответствии с Конституцией РФ убеждает: в случае возложения ответственности за охрану здоровья россиян в основном на плечи регионов неизбежен длительный период резкого ухудшения ситуации во многих субъектах РФ. Следует ожидать серьезного повышения заболеваемости и смертности населения, доступ которого к медицинской помощи и лекарственной терапии на бесплатной и льготной основе – отнюдь не соответствующий провозглашенным гарантиям и сегодня – станет еще более ограниченным.
Первый и главный аргумент против «бюджетного маневра» - он не гарантирует субъектам РФ достаточных средств даже для поддержания системы здравоохранения хотя бы на ее нынешнем уровне. Радужные прогнозы роста бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования пересматривались в сторону снижения, попытки изыскать дополнительные источники наполнения этих бюджетов пресекались. Признаков перемены к лучшему в этой сфере пока не видно.
Неравенство в доходах между отдельными регионами уже сегодня создает серьезные проблемы. По данным Минздрава РФ, территориальные программы оказания бесплатной медицинской помощи бездефицитны лишь в 17 регионах. В результате территориальные программы в большинстве субъектов РФ не исполняются в полном объеме, что ущемляет права значительной части российских граждан.
Доступ к лечению по программе ОМС ограничен даже в Москве. По данным социологических исследований, в других регионах больные не рассчитывают получить льготные лекарственные препараты вообще, или получают в самых минимальных количествах, недостаточных для полноценного лечения.
Отсутствие должного внимания в течение многих лет к системе здравоохранения породило ряд серьезных проблем. Некоторые из них частично решаются в рамках региональных программ модернизации здравоохранения, однако большинство еще ждет своего решения. В условиях «бюджетного маневра» решать их придется субъектам Российской Федерации. При том, что соответствующие расходы – в частности, на существенное повышение зарплаты медицинского персонала – абсолютно необходимы, их осуществление при ограниченных ресурсах неизбежно будет происходить за счет других, не менее необходимых видов расходов (профилактика, раннее выявление заболеваний, лекарственное обеспечение, реабилитация и т.д.).
Расчет на компенсацию дефицита средств с помощью федеральных субвенций также ненадежен, особенно с учетом предлагаемого «равномерного сокращения всех расходов» федерального бюджета на 5%.
Дополнительно осложняет ситуацию создание единой федеральной субвенции, в которой не разделены средства на исполнение передаваемых субъектам РФ полномочий – руководство региона может изменять пропорции расходов на образование, здравоохранение, охрану лесов и другие нужды по своему усмотрению. Гибкий финансовый инструмент? В условиях лоббизма и коррупции трудно рассчитывать, что он будет учитывать реальные потребности населения. И если в федеральном масштабе такому злу иногда удается противостоять, то на уровне регионов авторитарность системы управления и контроля, зачаточное состояние гражданского общества и подконтрольность СМИ не оставляют на это надежды.
Уважаемый Владимир Владимирович! Сегодня «бюджетный маневр», по крайней мере в сфере здравоохранения, представляется неоправданным социальным экспериментом на самом ценном, что есть в нашей стране – на здоровье и жизни россиян. Мы настаиваем на том, что эта высшая ценность должна оставаться безусловным приоритетом для руководителей любого уровня. Мы убеждены в том, что основная часть расходов на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение – сверх минимума, доступного даже самым дотационным регионам за счет собственных средств – должна по-прежнему финансироваться из федерального бюджета. Иное решение приведет к непоправимым демографическим и социальным последствиям, которые повлекут за собой и политические потрясения.
Уважаемый Владимир Владимирович! Мы просим Вас вместе с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием РФ при обсуждении федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг. исключить расходы на здравоохранение из сферы «бюджетного маневра», оставив их, в основном, в федеральном ведении.
Ответ на наше обращение просим направить на адрес: 125040 г. Москва ул. Верхняя д.34 стр.1, Всероссийский союз пациентов, тел./факс (499) 426 06 42
Список организаций, поддержавших коллективное обращение:
Бочаров А. А., заместитель председателя правления Межрегиональной общественной организации «Содействие больным саркомой»;
Булгакова Н.А., президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Российская ревматологическая ассоциация «Надежда»;
Власов Я. В., сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом;
Гавриков М.Ю., председатель Всероссийской общественной организации нефрологических и трансплантированных больных «Право на жизнь»;
Герасимова Н.Л., президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация фондов помощи больным нервно-мышечными заболеваниями «Надежда»;
Григорьев В.О., президент Межрегиональной благотворительной общественной организация содействия детям с ревматическими и другими хроническими болезнями "Возрождение";
Густова Э. В., со-президент Общероссийского союза "Российская Диабетическая Федерация - "РДФ", президент Межрегиональной общественной организации инвалидов "Московская диабетическая ассоциация больных сахарным диабетом - "МДА" (МООИ "МДА");
Дронов Н. П., председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака»;
Жулёв Ю.А., сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии;
Захарова Е.Ю., председатель правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);
Кожерева В.В., вице-председатель Межрегиональной общественной благотворительной организации инвалидов «Общество пациентов с первичным иммунодефицитом», президент Благотворительного фонда помощи детям с врожденными нарушениями иммунитета "ПОДСОЛНУХ";
Кондрашова Л.М., председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА»;
Левина Н.Б., председатель правления Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их семей "Новые возможности"
Матвеева Л.Ф., президент Всероссийского общества онкогематологии "Содействие";
Мещерякова Е.А., вице-президент Межрегиональной общественной благотворительной организации "Союз пациентов и пациентских организаций с редкими заболеваниями" (СПИПОРЗ), президент Региональной общественной организации помощи больным несовершенным остеогенезом "Хрупкие дети";
Мясникова И.В., председатель правления Межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом», исполнительный директор Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);
Пчелин И.В., исполнительный директор Всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ»;
Саверский А.В., президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»;
Сорокина Е.В., координатор рабочей группы по онкологии и онкогематологии Всероссийского союза пациентов;
Суханов В.Г., президент региональной общественной организации инвалидов стомированных больных «АСТОМ»;
Тарасова Т.А., президент некоммерческого партнерства "Общество родителей детей больных язвенным колитом и болезнью Крона"
Терехова М.Д., председатель Межрегиональной общественной организации «Содействие инвалидам с детства, страдающим болезнью Гоше, и их семьям», заместитель председателя правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);
Хвостикова Е.А., директор центра социальной реабилитации людей с редкими и генетическими заболеваниями Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей- инвалидов "ГАООРДИ";
Чистякова Е.К., директор благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и другими заболеваниями «Подари жизнь».