В Москве в Общественной палате РФ состоялся 14-й Всероссийский форум «Новые горизонты».

19 сентября 2019 г. в г. Москве состоялся 14-й Всероссийский форум «Новые горизонты». Организаторами мероприятия выступили Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество онкогематологии «Содействие» (ВООГ «Содействие») и Межрегиональное общественное движение (МОД) «Движение против рака» при поддержке Комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты РФ.

Приветствуя участников форума, помощник министра здравоохранения РФ Ирина Львовна Андреева подчеркнула важность взаимодействия власти с пациентскими организациями, благодаря которому поступательно развивается онкослужба и в целом система здравоохранения, решаются проблемы, которые еще 10–15 лет назад казались неразрешимыми, и обратила внимание на необходимость активнее развивать пациентское движение в регионах.

Работа форума была построена на обсуждении вопросов доступности медицинской помощи пациентам с онкологическими и, в большей степени, онкогематологическими заболеваниями.

С докладом «Доступность медицинской помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями: что волнует пациента» выступила Матвеева Л.Ф., президент ВООГ «Содействие».

Согласно опросу, проведенному ВООГ «Содействие», 68 % респондентов отмечают, что испытывают опасения в получении эффективной лекарственной терапии.

На вопрос «Что Вы считаете наиболее важным в системе здравоохранения?» респонденты ответили:

-  повышение доступности лекарственных препаратов - 46 %;

- повышение доступности диагностических исследований - 28 %;

- оснащение медицинских учреждений – 16,7 %;

- доверие врачу – 7 %;

- усиление контроля за работой врача – 1,5 %;

- повышение заработной платы врача – 1,5 %;

- ремонт больниц, поликлиник – 1 %;

- строительство новых медицинских центров – 0,5%.

На вопрос о взаимодействии со страховыми компаниями ответы были следующими: 13% обращались в страховую компанию, а 87 % не обращались ни разу. Из обратившихся в страховую компанию, 64 % - по вопросу организации бесплатной диагностики, 24 % по лекарственному обеспечению, 12 % по разным вопросам, получили отказ в помощи 34 %;

получены рекомендации по самостоятельному решению вопроса – 30 %;

решили вопрос – 24 %.

В докладе было отражено мнение врачей гематологов. На вопрос «Насколько доступно проведение диагностических исследований (молекулярных, цитогенетических) в вашем регионе?» респонденты ответили:

- доступны частично – 77 %;

- доступны – 17 %;

- не доступны – 6 %.

Существуют ли препятствия назначения вами дорогостоящих препаратов больным, врачи – гематологи выразили мнение:

- с частичным административным препятствием – 74 %;

- беспрепятственно – 26 %.

На вопрос, что ограничивает доступность дорогостоящих лекарственных препаратов, были получены ответы:

- недостаток финансирования на региональном уровне – 84 %;

- недостаток в организации лекарственного обеспечения – 25 %;

- административные запреты – 15 %.

В докладе была отмечена низкая доступность диагностических исследований и  инновационной терапии, отсутствие преемственности в лечении между федеральными и региональными МО, стационарным и амбулаторным лечением, хаотичная смена препаратов, дефицит врачей гематологов. Это связано с недостатком финансирования на региональном уровне, дефицитом финансирования федеральных программ, отсутствием онкогематологии в национальной онкологической программе и рядом организационных вопросов: отсутствие актуального порядка по профилю «гематология», согласованного с порядком по профилю «онкология», клинических рекомендаций, которые позволили бы сформировать КСГ, критериев оценки качества медицинской помощи по профилю «гематология», регистров. Ряд НПА требуют доработки: положение о врачебной комиссии, 44-ФЗ.

«Несмотря на позитивные изменения (растет продолжительность жизни, улучшается качество жизни онкогематологических пациентов), остается множество острых вопросов — например, крайне низкая доступность инновационной лекарственной терапии, что особенно тревожно в отношении самой уязвимой группы пациентов с острыми онкогематологическими заболеваниями. Конечно, нет и не может быть готовых рецептов, которые гарантированно бы решили все наши проблемы, но очень важно обсудить положение дел и варианты их решений в экспертном кругу и совместно выработать дальнейшие шаги», — сказала Лилия Матвеева.

Доклад «Медицинская помощь пациентам с онкогематологическими заболеваниями – реалии и перспективы взгляд изнутри проблемы» озвучил Шуваев В.А., к.м.н., заведующий гематологическим отделением ГБУЗ «Городская клиническая больница им. В.В. Вересаева» ДЗМ.

Василий Анатольевич в своем докладе не однократно отмечал, что онкогематология - это одно из самых дорогих направлений в медицине. При этом именно таргетные препараты дают общую выживаемость при терапии в онкогематологии. Помимо проблем в отрасли в докладе были отмечены и достижения:

 – продолжительность жизни больных многократно увеличилась, при некоторых болезнях, ранее приводивших к неминуемой смерти, наступает излечение;

- большинство онкогематологических заболеваний могут лечиться амбулаторно или с помощью стационар замещающих технологий;

- постоянно появляющиеся препараты делают возможным сегодня достижение результатов, которые нельзя было вообразить вчера.

«Мы видим реальные достижения. Продолжительность жизни больных многократно увеличилась. Даже в этом зале находятся люди, которым был поставлен диагноз и которых приговорили к смерти, но они живут и уже даже не лечатся — проявления болезни ушли, мы их излечили. Больные онкогематологическими заболеваниями не смертники — мы должны ломать этот стереотип, как в голове рядовых обывателей, так и в головах, как это ни странно звучит, специалистов».

 «Гематологический пациент сегодня не надеется на то, что ему, возможно, спасут или продлят жизнь, а требует, чтобы его вылечили быстро и сейчас, уделив максимум внимания решению его не только медицинских, но и социальных проблем. Врач для больного сегодня не бог, а обслуживающий персонал» – отметил Василий Шуваев в своем докладе.

При этом реалии медицинской помощи гематологическим больным сегодня:

- низкая укомплектованность амбулаторной службы;

- нерентабельность амбулаторной гематологической помощи;

- отсутствие полноценной диагностики (морфология, иммуногистохимия, иммунология, цитогенетика и молекулярная генетика) в большинстве регионов;

- плохая доступность лекарственных препаратов новых групп и поколений;

- недоступность высокотехнологичной медицинской помощи и мониторинга по месту проживания;

- невозможность работы врачей с больными в условиях формализованного пресса: 90% времени делопроизводство!!!, нерациональное использование рабочего времени высококвалифицированных и дорогостоящих специалистов;

- нет регистров пациентов и типового механизма снабжения дорогостоящими лекарственными препаратами за исключением ВЗН;

- нет обязательной маршрутизации и этапности оказания гематологической помощи (недоступность высокотехнологичной медицинской помощи и мониторинга по месту проживания; федеральные учреждения не последний этап помощи, а место для избранных);

- ограничение развития высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях муниципального здравоохранения (невозможность и нерентабельность выполнения требований пр. МЗ от 12.12.2018 N 875н «Порядок … трансплантация (пересадка) костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток);

- недостаточность финансирования службы.

Перспективы медицинской помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями:

- перенос центра сосредоточения усилий развития (штаты, оборудование, финансирование на амбулаторную службу), замещение коек амбулаторией и дневным стационаром;

- полноценный объем финансирования диагностики и мониторинга лечения, обязательное внедрение всех необходимых методов диагностики, в том числе  генетической (копейка рубль бережет);

- развитие современных цифровых технологий (регистры, документооборот), ассистенты врачей.

С докладом «Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» выступила Корпан О.Ю., ведущий советник отдела мониторинга и анализа отдельных видов специализированной медицинской помощи Департамента специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

Ольга Юрьевна в своем докладе сделала акцент о важности снижения смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 000 населения). На сегодня в рамках федерального проекта ведется работа:

Медицинскими профессиональными НКО разработано 77 клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам взрослого и детского возраста при злокачественных новообразованиях: онкология – 44, детская онкология – 13, гематология – 18, детская гематология – 2. На основе клинических рекомендаций, размещенным в «Рубрикаторе клинических рекомендаций», были разработаны клинико-статистические группы (включены в Методические рекомендации МЗ РФ и ФФОМС по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования).

Министерством здравоохранения Российской Федерации создан координационный центр для обеспечения разработки и реализации региональных программ «Борьба с онкологическими заболеваниями» (принят приказ Минздрава России от 31 января 2019 г. № 38). 1 июля 2019 года утверждены 85 региональных программ.  

В субъектах РФ проводится организация сети центров амбулаторной онкологической помощи. Подготовлено и направлено в субъекты РФ письмо Минздрава России, разъясняющее порядок организации ЦАОП, особенности их деятельности, включая возможность проведения химиотерапевтического лечения больных на базе дневных стационаров.

Создание 18 (федеральных и межрегиональных) референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических исследований и лучевых методов исследований. Приказ Минздрава России от 25.03.2019 №158н «О внесении изменений в Правила проведения патологоанатомических исследований, утвержденные приказом МЗ от 24.03.2016 № 179н», обеспечивающий изменения в части оснащения оборудованием новой  группы патологоанатомических лабораторий (бюро) – референс-центров.

Минздравом России заключены соглашения с учреждениями, на базе которых планируется создание референс-центров:

  • ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава России;
  • ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России;
  • ФГБУ «Государственный научный центр колопроктологии имени А.Н. Рыжих» Минздрава России;
  • ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России.

К.В. Горелов, заместитель начальника отдела организации фармаконадзора Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора выступил с докладом «Фармаконадзор – что нужно знать пациенту».

В докладе были озвучены основные аспекты фармаконадзора в РФ, нормативно-правовая база. Было разъяснено о действиях медицинских организаций в случае наличия нежелательных реакций на проводимую терапию: приказ Росздравнадзора «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора» от 15.02.2017 №1071 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201703210040). Сообщения о НР медицинских организаций:

  • Деятельность по фармаконадзору регламентируется внутренними приказами;
  • 3 рабочих дня - летальные или угрожавшие жизни НР, произошедшие в данной организации
  • 15 календарных дней:
    1. серьезные НР
    2. НР при злоупотреблении препаратом, намеренной передозировке, воздействии, связанном с профессиональной деятельностью, в случаях использования для умышленного причинения вреда жизни и здоровью
    3. отсутствие эффективности ЛП для заболеваний, представляющих непосредственную угрозу жизни, вакцин, ЛП для предотвращения беременности, когда отсутствие клинического эффекта не вызвано индивидуальными особенностями пациента и/или спецификой его заболевания, выявленных в России
    4. угрозе жизни и здоровью вследствие передачи инфекций через ЛП
  • Случаи индивидуальной непереносимости, явившиеся основанием для выписки ЛП по ТН в рамках программ льготного лекарственного обеспечения, подлежат направлению врачебными комиссиями, в порядке, определенном приказом Минздрава России от 05 мая 2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в течение 5 рабочих дней  с даты выписки соответствующего ЛП.

Динамика поступления спонтанных сообщений о НР.

По результатам фармаконадзора возможны: внесение информации в регистрационное досье лекарственного препарата (Минздрав России по заключению Росздравнадзора), отмена государственной регистрации лекарственного препарата (Минздрав России по заключению Росздравнадзора), проведение доклинических/клинических исследований лекарственного препарата (Минздрав России по заключению Росздравнадзора), приостановление применения лекарственного препарата (Минздрав России по заключению Росздравнадзора) и другие мероприятия по управлению рисками, связанных с применением лекарственного препарата (Держатель регистрационного удостоверения по согласованию с Росздравнадзором).

В рамках деятельности по фармаконадзора ведется работа по просвещению граждан.

Выступление Боковой С.Е., председателя исполнительного комитета МОД «Движение против рака» было посвящено анализу обращения граждан. В период с
1 января по 10 сентября 2019 г. на телефон "Горячей линии", электронную почту и сайт МОД "Движение против рака" поступило более 1000 обращений от онкологических пациентов и их родственников из 70 регионов и стран ближнего зарубежья.

На первом месте также стоит вопрос по лекарственному обеспечению – это 36 %. Респонденты отмечают основные проблемы – нет препарата в аптеке (в том числе не состоялся аукцион); не выписывают рецепт на препарат; не назначают препарат, рекомендованный в Федеральном онкоцентре (в том числе предлагают заменить) и другое.

31 % респондентов отмечают проблемы в информировании о правах застрахованных онкологических пациентов в рамках ОМС: сроки оказания медицинской помощи, качество оказания медицинской помощи по профилю онкология; как и где получить "второе мнение" по лечению, порядок выписки рецепта на препарат и другое.

3 место – это юридические вопросы - 21% обращений касается вопросов получения инвалидности, выписка больничного листа, получение КВОТы на ВМП, возмещение потраченных материальных средств на покупку препарата и другое.

4 место – это медицинские вопросы - 7% обращений.

5 % обращений и 5 место – это психологическая поддержка, финансовая помощь и другие вопросы.

С докладом «Организация гематологической службы: все для пациента» выступила Виноградова О.Ю., д.м.н., профессор кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии ПФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, руководитель Московского городского гематологического центра ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина» ДЗМ.

В своем выступлении она рассказала о возможностях современной молекулярно-таргетной терапии, напомнила, что если раньше прогноз был пессимистичным для большинства пациентов, то сегодня ситуация с лечением онкогематологических пациентов в корне изменилась.

«Это стало возможным благодаря тому, что были открыты самые интересные, серьезные молекулярные тайны механизма развития заболевания и были изобретены препараты, которые точечно влияют на каждое заболевание. Как все изменилось, наиболее ярко мы видим на московских пациентах: чего уж скрывать, Москва сегодня обеспечена новыми инновационными препаратами лучше не только других регионов России, но и, наверное, некоторых ведущих европейских стран. Хотелось бы, чтобы доступность в регионах была такой же, как в столице», — высказала эксперт пожелание.

С докладом «Организация диагностических исследований в онкогематологии» выступила Мартынкевич И.С., д.б.н., руководитель лаборатории молекулярной генетики ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России.

Ирина Степановна напомнила участникам форума, что только комплексный подход к диагностике онкогематологических заболеваний, с использованием всех возможностей генетических методов, позволяет получить максимально полную информацию о биологии опухоли. Но, к сожалению, на сегодня из 85 субъектов РФ генетические исследования у онкогематологических больных выполняют только в 28 лабораториях. Отмечено, что при несоблюдении инструкции по забору и несоблюдению температурного режима при транспортировке имеется вероятность получения недостоверных результатов.

Оплата цитогенетических и молекулярных исследований в регионах производится из следующих источников: средства ОМС - 14 регионов, средства спонсоров, из бюджета региона, федерального бюджета (по квоте) и личные средства граждан. 2 региона не проводят исследования вообще.

В завершении выступления были озвучены проблемы генетической лабораторной службы в РФ:

- отсутствие первичной подготовки лабораторных генетиков для гематологии;

- отсутствие образовательных программ для гематологов;

- недостаточное количество лабораторий;

- отсутствие единых стандартов;

- отсутствие стандартизации генетических лабораторий, работающих в онкогематологии;

- не зарегистрированы реактивы для генетических исследований;

- отсутствие финансирования генетических исследований и транспортировки биологических образцов в лабораторию за счет средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования в большинстве регионов.

Солодовников А.Н., 1-й вице-президент ВООГ «Содействие» выступил с докладом «Нормативно-правовая база и доступность медицинской помощи». В своем выступлении Андрей Николаевич напомнил участникам форума, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, и нормативно- правовыми актами (НПА). При всех имеющихся возможностях, несовершенство законодательства приводит к системным сбоям. При понятности схемы: онкологическое заболевание х диспансерное наблюдение = бесплатная медпомощь (диагностика и лекарства) на практике возникают проблемы в регионах.

Коротко из доклада:

Система лекарственного обеспечения требует модернизации. Нет преемственности лечения между стационарным и амбулаторным лечением, федеральными и региональными медицинскими организациями. Необходимо своевременная актуализация нормативной базы: деятельность врачебной комиссии, 44-ФЗ, порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гематология».

Проблемы в организации медицинской помощи по профилю «гематология»:

отсутствие:

  • понятного, актуального, структурированного и отвечающего современным подходам в лечении порядка оказания медицинской помощи;
  • порядка организации и проведения диагностических исследований;
  • порядка диспансерного учета;
  • маршрутизации пациентов;
  • критериев оценки качества медицинской помощи по профилю «гематология».

Предложения по организации медицинской помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями:

  1. Внести изменения в федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» в части включения онкогематологических заболеваний в программу;
  2. Для обеспечения сокращения сроков и повышения качества диагностических исследований в рамках проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотреть при оснащении референс-центров (федеральных и межрегиональных) диагностическое оборудование для проведения цитогенетических и молекулярно-генетических исследований;
  3. Рассмотреть возможность включения амбулаторной помощи в части лекарственного обеспечения в систему ОМС.

Вопрос «Общественный контроль в части исполнения государственных программ в здравоохранении» доложил Жулёв Ю.А., сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии.

Доклад был начат с Декларации о пациент-ориентированном здравоохранении.

Декларация о пациент-ориентированном здравоохранении была принята 22-24 февраля 2006 года в Барселоне на Втором Всемирном Конгрессе Пациентов, организованном Международным альянсом пациентских организаций (IAPO).

Пациент-ориентированное здравоохранение – путь к справедливой, эффективной и оптимальной по затратам системе общественного здравоохранения. Системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента; необходимо вовлекать пациентов и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля. Пациент-ориентированное здравоохранение может стать самым эффективным и оптимальным по затратам путем к улучшению результатов лечения для пациентов.

Направления пациент-ориентированного здравоохранения:

  • Изменение характера отношений между медицинскими работниками и пациентами: переход от взаимодействий по принципу “главный – подчиненный” к равноправному диалогу и сотрудничеству;
  • Повышение “прозрачности” систем здравоохранения и их деятельности, так чтобы пациенты могли ориентироваться и взаимодействовать с ними в соответствии со своими потребностями – задавать вопросы, формулировать требования и др.;
  • Совершенствование знаний и навыков медицинских работников в области коммуникации с пациентами;
  • Повышение уровня информированности и приверженности к лечению пациентов и членов их семей;
  • Повышение доступности и понятности медицинской информации.

 «Пациентские организации — это голос самого пациента, потребителя, человека, на которого нацелена вся госпрограмма. Все трудности, с которыми пациенты сталкиваются, мы должны доносить до органов федеральной и региональной власти. Обязательная часть общественного контроля — внесение предложений. Не бывает идеальных программ. Сегодня мы услышали, что почему-то забыли в госпрограмму включить онкогематологию, надеюсь, что благодаря профессиональному сообществу, эта ситуация изменится», — сказал он.

Юрий Жулев убежден, что без общественного контроля реализация национальных проектов не выполнима. И на сегодня в стране развивается общественный контроль в сфере здравоохранения. Задачи общественного контроля, организуемого ВСП:

  • Выявление проблем в сфере здравоохранения и организация диалога с властью по решению проблем пациентов;
  • Повышение качества нормативного регулирования, функционирования сферы здравоохранения;
  • Контроль исполнения федерального законодательства в регионах;
  • Оценка региональной политики;
  • Профилактирование социальных конфликтов;
  • Организация взаимного информирования власти и пациентов.

Общественные площадки для этого в субъектах созданы.

Власов Я.В., сопредседатель Всероссийского союза пациентов выступил с докладом «Современные способы межсекторного взаимодействия в системе здравоохранения».

В своем выступлении Ян Владимирович отметил, что с 2012 г. количество пациентов, получающих терапию с начала по программе 7 ВЗН, а сейчас 12 ВЗН, увеличивается с каждым годом.

Это говорит о качестве лечения и выживаемости пациентов с редкими заболеваниями.

 

Всероссийский союз пациентов - модератор пациентского движения. Регулирует деятельность общественных советов в сфере здравоохранения РФ.

Дронов Н.П., председатель Координационного Совета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России выступил с докладом «Взаимодействие пациентского сообщества со страховыми медицинскими организациями в системе ОМС: ожидания пациентов»

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

* Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании»

Проблемы онкологических пациентов на современном этапе озвучил Николай Дронов:

  1. Финансовые и административные барьеры на пути к лечению

Финансирование Программы государственных гарантий  в сфере охраны здоровья в недостаточном объёме.

*) Болезнь – всегда финансовая катастрофа для личных средств граждан.

Незавершённость системы перспективного финансового планирования для покрытия реальных потребностей клинической практики с учётом действительной потребности в медицинских технологиях (от диагностики до реабилитации).

  1. Правовые барьеры

Отсутствие системы предупреждения (профилактики) нарушения прав граждан на получение медицинской помощи, в том числе специализированной.

Ненадлежащее исполнение различными субъектами системы здравоохранения законодательства об охране здоровья.

Бюрократизация системы получения государственных льгот и реализации государственных гарантий.

Отсутствие сбалансированной системы прав и обязанностей гражданина в сфере охраны здоровья, безответственное отношение граждан к своему здоровью.

  1. Информационные барьеры

Низкая информированность населения о возможностях современной российской медицины.

Низкая информированность о государственных гарантиях и правах пациентов.

Оголтелая пропаганда альтернативных и нетрадиционных методов лечения.

Оценка текущего состояния (вывод): Система ОМС и страховые медицинские организации (СМО), динамично развиваясь, тем не менее, не стали пока полноценными надежными помощниками онкологических пациентов и их родственников в получении полной и своевременной медицинской помощи и лекарственного обеспечения на льготной основе. Предстоит большая работа в данном направлении.

«Очень обидно, что в федеральном проекте нет новообразований крови. Это не самая большая группа пациентов, но очень значимая, влияющая на показатели всего проекта; зачастую это молодые люди. Мы видим определенные проблемы с организацией помощи этим категориям пациентов, с неурегулированностью многих вопросов, видим необходимость проведения определенного аудита системы оказания помощи таким пациентам и привидения ее к системному знаменателю. Будем над этим работать», — пообещал он.

Необходимо формировать систему реальной защиты прав пациентов силами СМО, осознанного отношения к системе ОМС как к стержневому элементу системы охраны здоровья, информирования пациентов об их правах на получение бесплатной медицинской помощи, включая диагностику, реабилитацию и лек. обеспечение.

Нужна конкуренция среди СМО в ОМС, система контроля за рациональным расходованием материальных ресурсов здравоохранения, создание в СМО полноценной системы сервисного сопровождения (ассистанса, консьерж-сервиса) профилактического, лечебного и реабилитационного процессов.

Заместитель Генерального директора ООО «Капитал МС» М.А. Пушков выступил с докладом «Сопровождение страховыми представителями пациентов с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями».

Докладчик начал свое выступление с цитирования поручений Президента РФ: «Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объема средств, и их доведения до конкретных больниц или поликлиник. При этом пациент должен знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач - понимать, по каким принципам оплачивается его работа».

Принципы создания службы страховых представителей строится следующим образом:

«Борьба с онкологическими заболеваниями» – одно из важнейших направлений Национального проекта «Здравоохранение».

Действия страхового представителя на основании данных, полученных из информационной базы и медико-экспертных мероприятий:

Задачи страхового представителя 3 уровня при ИС онкопациентов:

  1. I. Обеспечение базовых прав пациентов:
  2. Право на доступность медицинской помощи во всех ее формах и видах.
  3. Право на надлежащее качество медицинской помощи во всех ее формах и видах.
  4. Право на бесплатную медицинскую помощь в пределах конституционных гарантий.
  5. II. Предупреждение основных страховых рисков пациентов:

- отказа в оказании медицинской помощи или несоблюдение установленных сроков ее оказания;

- навязывания платных услуг, которые могут быть оплачены СМО, т.к. включены в программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

- отказа в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, питания – всего, что предусмотрено программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (программа ОМС);

- возможности нанесения пациенту ущерба здоровью и жизни при оказании медицинской помощи;

- возможности потери трудоспособности при оказании ему медицинской помощи;

  • - возможности остаться без средств при затяжных судебных процессах по искам о возмещении материального и морального вреда при оказании медицинской помощи, включенной в программу ОМС и т.д.

 «Гематология» – направление, которое требует развития в рамках Программы госгарантий в 2020 г.

По данным статистики «Капитал-МС» за 7 месяцев текущего года:

  • количество случаев лекарственной терапии гематологических заболеваний от общего количества случаев химиотерапии составляет около 10%;
  • при этом, количество случаев лечения по профилю «гематология» (включая все обращения за медицинской помощью по указанному профилю) составляет 13% от суммарного количества случаев по профилю «онкология» и «гематология».
  • мы видим, что количество пациентов с гематологическими заболеваниями составляет весомую долю в структуре онкозаболеваний. 

Предложения:

  1. Утверждение «типовых стандартизированных» схем лечения «онко-гематологических» пациентов и других системных процессов, обеспечивающих качество оказания медицинской помощи.
  2. Разработка КСГ по «реабилитации» пациентов, перенесших курсы химиотерапии в условиях круглосуточного стационара.
  3. Тиражирование возможности оплаты медицинской помощи в системе ОМС (КСГ) на онкологический/онкогематологический профиль: с установлением права предъявления к оплате 2 КСГ при необходимости проводить комплексное восстановительное лечение в условиях круглосуточного стационара, после курсов химиотерапии.
  4. Широкое внедрение молекулярно-генетических исследований в соответствии с Клиническими рекомендациями, возможно, с выделением отдельного тарифа в системе ОМС (мотивация к их внедрению), в целях своевременного и правильного выбора лечащим врачом эффективной схемы лечения и расширения использования таргетных препаратов.
  5. Информированное требование пациентами использования механизма назначения лекарственных препаратов, не включенных в Перечень ЖНВЛП, по решению ВК в целях проведения индивидуальных закупок ЛС, в чем может оказать организационную помощь СП страховой компании.

По итогам форума принята резолюция (открыть резолюцию), которая будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти, Правительство и Президенту РФ.