В ФФОМС призвали медорганизации контролировать назначение таргетных онкопрепаратов

Заместитель председателя ФФОМС Ольга Царева рассказала о расходах на онкологическую помощь в январе – мае 2021 года. Значительная доля финансирования приходится на противоопухолевую терапию – за этот период было израсходовано 75,1 млрд рублей. В фонде отметили перевыполнение плана в некоторых регионах, что коррелирует с закупками таргетных препаратов, и призвали внимательно подходить к их назначению.

«Мы оцениваем баланс оказанной и оплаченной медпомощи, исходя из отчетных данных. По ряду субъектов РФ мы наблюдаем существенное отклонение по стоимостному показателю в рамках оплаты медпомощи по профилю «онкология». Это перевыполнение прямо коррелирует с объемом средств, направленных на оплату противоопухолевой лекарственной терапии, а конкретно – на приобретение наиболее дорогостоящих таргетных препаратов», – отметила Ольга Царева, выступая на онкофоруме «Белые ночи».

Тенденция к росту использования дорогостоящих схем лечения отмечается как в круглосуточном, так и в дневном стационаре. В среднем по России доля использования клинико-статистических групп (КСГ) 8–13 уровней в круглосуточном стационаре достигает 19,7%, в дневном – 26,7%. В разрезе регионов наибольшая доля таких КСГ по круглосуточному стационару оказалась в Чукотском автономном округе (60,6%), Тамбовской области (35,5%) и Тыве (33%), а в условиях дневного стационара – в Красноярском крае (50,6%), Воронежской области (44,4%) и Калмыкии (40,4%).

Таргетные препараты в условиях круглосуточного стационара стали кратно чаще, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, назначать в Кировской и Омской областях и в Крыму, а в условиях дневного стационара – в Саратовской, Тюменской областях и Дагестане.

«Вы должны абсолютно правильно меня понять. Я ни в коей мере не выступаю ограничительным звеном в получении препаратов пациентом, но все-таки призываю все субъекты РФ и прежде всего медорганизации: у нас есть клинические рекомендации, есть общие подходы к назначению лекарственных средств и критерии назначения препаратов тем или иным группам пациентов. Как правило, назначение подобного препарата может осуществиться только при решении врачебной комиссии при наличии результатов соответствующего молекулярно-генетического исследования или других исследований. Это тоже предмет контроля (со стороны) страховых медорганизаций и ТФОМС, а также в последующем и ФФОМС, который будет осуществлять контроль качества медпомощи в федеральных учреждениях», – пояснила Царева, добавив, что назначение как можно большей доли таргетных препаратов – это не самоцель,  главное, чтобы это имело эффект и шло на пользу пациентам.

Тренд отмечался Ольгой Царевой еще в 2020 году – тогда оказалось, что данные о назначениях таргетных лекарств не бьются с количественными объемами проведенных молекулярно‑генетических исследований. Она предполагала, что пациентам, возможно, приходится оплачивать такие исследования за свой счет.

В RUSSCO уточняли, что, скорее всего, все пациенты, не прошедшие тестирование по ОМС, прошли его за счет проекта «Совершенствование молекулярно‑генетической диагностики в РФ с целью повышения эффективности противоопухолевого лечения». Ежегодно по этому проекту за счет фармкомпаний – производителей таргетных препаратов выполняется не менее 20 тысяч таких исследований.

Источник: https://vademec.ru/news/2021/06/22/v-ffoms-prizvali-medorganizatsii-kontrolirovat-naznachenie-targetnykh-onkopreparatov/