«Главный вопрос – достижение максимально длительной ремиссии у наших пациентов»

В конце июня российские гематологи – кто очно, кто дистанционно – приняли участие в конференции, организованной клиникой НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой (ДОГиТ) Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова при поддержке «Янссен», подразделения фармацевтических товаров ООО «Джонсон & Джонсон». Специалисты делились актуальными данными в диагностике и терапии лимфопролиферативных заболеваний (ЛПЗ) с учетом прогностических факторов риска.

О чем дискутировали участники конференции Центра обмена опытом для гематологов на базе НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой

Директор клиники НИИ ДОГиТ, д. м. н., профессор Александр Кулагин представил коллегам последние рекомендации ESMO и рассказал о перспективах в подходах к лечению ЛПЗ. «Вообще, миелома поражает, – заметил спикер, – в плане возможностей, которые появляются в лечении пациентов. Спектр лекарственных препаратов с уже доказанной эффективностью действительно очень большой». Проблема в том, продолжил доктор Кулагин, что, когда специалисты рассматривают и анализируют линии терапии, они понимают, что до третьей линии доживает только каждый третий пациент: «На сегодняшний день ключевая задача в первой линии – достижение максимально длительной ремиссии, которая потенциально должна поддерживаться неопределенно долго».

Следом докладчик уделил внимание обновленным рекомендациям ESMO-EHA, сделав акцент на новых аспектах лечения и диагностики миеломы: «Необходимы современные методы оценки минимальной остаточной болезни – это очень важный компонент и критерий оценки эффективности новых препаратов в клинических исследованиях. Ключевой момент, осложняющий использование этого показателя, это чувствительность». Отметил Александр Кулагин еще одну важную тенденцию: «Моноклональное антитело к CD38, даратумумаб, выходит в первую линию лечения и входит в число первого варианта лечения, согласно рекомендациям, у пациентов, которые не являются кандидатами для трансплантации, схемы DRd и Dara-VMP». Значительная часть доклада главы клиники НИИ была посвящена аутотрансплантации в лечении пациентов с множественной миеломой. «При современных компонентах терапии показаны преимущества использования высокодозной химиотерапии с аутотрансплантацией, – отметил Александр Кулагин, приведя данные двух европейских исследований – 2017 и 2020 годов. – Они довольно четко демонстрируют преимущества консолидации с аутотрансплантацией по сравнению с продолжением обычной терапии». Предположительно, в клинике НИИ ДОГиТ проводится каждая четвертая-пятая аллогенная и каждая шестая аутотрансплантация в России, заметил Александр Кулагин. «Коллеги, пожалуйста, обращайтесь к нашей миеломной группе, налаживайте контакты и давайте работать вместе. Направляйте к нам пациентов! Миелома – самое частое показание к аутотрансплантации, нужно это учитывать, в нашем центре на нее приходится порядка 40–45% от общего числа таких манипуляций», – сообщил докладчик, заодно подчеркнув особое значение поддерживающей терапии леналидомидом.

Говоря о новых направлениях иммунотерапии в лечении миеломы, Александр Кулагин посетовал на множество факторов, способных препятствовать достижению длительного эффекта: «Почему, кстати, сейчас активно возвращаются к аутотрансплантации, этому старому методу? Появляется очень много новых данных о том, что после аутотрансплантации весьма неблагоприятный ингибиторный механизм в костном мозге разрушается. Таким образом, перспективность использования иммунотерапии после аутотрансплантации может быть даже выше, чем на более ранних этапах».

Трансплантации, но уже у пациентов с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ), был посвящен доклад руководителя отдела клинической онкологии клиники НИИ ДОГиТ Натальи Михайловой: спикер подробно разбирала алгоритм принятия решений об аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток у этой группы больных и проводила обзоры последних опубликованных исследований. «В принятии такого решения очень важно учитывать не только риски хронического лимфолейкоза, высокие генетические риски, возраст пациента, но еще и чисто трансплантационные риски, – подчеркнула Наталья Михайлова. – Потому что уровень рецидива будет приблизительно одинаков как в случае высоких рисков, так и низких, но смертность будет выше примерно в два раза, если риски большие, имеются неблагоприятные факторы по трансплантационным рискам, и беспрогрессивная выживаемость тоже будет ниже».

Сессию продолжил руководитель отделения химиотерапии и трансплантации костного мозга Кирилл Лепик, сделавший обзор современных способов лечения В-клеточных лимфом — мантийноклеточной лимфомы, лимфомы маргинальной зоны и макроглобулинемии Вальдстрема. Спикер поделился с участниками опытом лечения лимфом в НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой.

Стоит отметить, что разбору клинических случаев на конференции было уделено особое внимание – обсуждались кейсы пациентов с ХЛЛ высокого цитогенетического риска, мантийноклеточной лимфомой и множественной миеломой. Дискуссия сопровождалась интерактивным голосованием и ответами на вопросы участников мероприятия.

Заместитель директора клиники НИИ ДОГиТ Иван Моисеев в своем выступлении осветил проблемы трансплантационной технологии и атрофии первой линии при множественной миеломе и современные аспекты этих технологий. «Аутологичная трансплантация – крайне эффективный метод в лечении множественной миеломы в условиях применения всех существующих методов индукционной терапии, – заметил Иван Моисеев. – Но показания для аутологичных трансплантаций от центра к центру различаются, поэтому всегда лучше заранее консультироваться – готова ли та или иная клиника взять больного на трансплантационную технологию. И лечение множественной миеломы на сегодняшний день представляет собой многокомпонентную индукционную терапию, аутологичную трансплантацию и назначение поддержки с применением различных препаратов. Аллогенная трансплантация может рассматриваться у молодых рефрактерных пациентов не позже второй линии».

Гематологам также представили результаты последних работ, посвященных ведению пациентов в условиях пандемии COVID-19. Заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ ДОГиТ Марина Попова собрала для своего доклада последние зарубежные работы и результаты анализов, часть из которых была опубликована практически накануне конференции.

«Важный вопрос: формируется ли иммунный ответ у пациентов с гематологическими опухолями в ответ на перенесенную коронавирусную инфекцию? – обратилась к аудитории Марина Попова, перед тем как показать результаты работы, представленной неделей раннее на EHA. – Мы видим, что у пациентов с неходжкинскими лимфомами и ХЛЛ – чуть более 50%, другие гематологические опухоли – более 90%. Эта сероконверсия происходит, к сожалению, только до четвертого месяца, после шести месяцев уровень иммуноглобулина G у наблюдаемых пациентов исчезает полностью». Субанализ пациентов, которые получали ритуксимаб, по словам спикера, показал, что эти больные вообще не сформировали во время перенесенной инфекции иммунный ответ.

«Ну и самый главный вопрос – вакцинация. Можно ли вакцинировать пациентов после аллогенной трансплантации? – продолжила Марина Попова. – Самое главное, что хотелось бы сказать: да, пациентов после аллогенной трансплантации костного мозга однозначно нужно вакцинировать». Особенность в том, подчеркнула спикер, что назначать живую ослабленную вакцину или вакцину вирусную, способную к репликации, не следует.

«Все рекомендации EHA и NCCN говорят, что наши гематологические пациенты однозначно должны быть вакцинированы, и сотрудники клиник, которые работают с этими пациентами, должны быть вакцинированы», – резюмировала Марина Попова.

В завершение конференции гематологи, участвовавшие в мероприятии очно, смогли посетить клинику НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой и в деталях ознакомиться с организацией работы профильной службы.

ОО «Джонсон & Джонсон», Россия, 121614, Москва, ул. Крылатская, д. 17, корп. 2.

Контактный  тел. (495) 755-83-57, факс (495) 755-83-58.

Материал предназначен для медицинских и фармацевтических работников.

CP-245337

Источник: https://vademec.ru/news/2021/08/13/glavnyy-vopros-dostizhenie-maksimalno-dlitelnoy-remissii-u-nashikh-patsientov/