Дефицит бюджета программы «14 высокозатратных нозологий»

В ОП РФ обсудили возможные механизмы повышения эффективности господдержки больных с неизлечимыми заболеваниями.

16 марта в Общественной палате РФ в смешанном формате прошел круглый стол «Проблемы российских пациентов, получающих лекарства по федеральной программе “14 высокозатратных нозологий”» («14 ВЗН»).

Более 12 лет в России работает государственная программа по обеспечению дорогостоящим лечением больных некоторыми неизлечимыми заболеваниями за счет федерального бюджета. Пациенты на основании своего диагноза благодаря централизации федеральных закупок получают лечение препаратами, входящими в программу.

Поводом для проведения мероприятия стали жалобы со стороны пациентов на перебои в получении необходимых лекарств. Сбой стал серьезной угрозой жизни и здоровью лекарственно зависимых россиян.

Открывая встречу, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева отметила, что федеральная программа «14 ВЗН» считается одной из наиболее успешных и эффективных в системе здравоохранения.

«Мы все знаем, что программа самая устойчивая и успешная, но при реализации до сих пор возникают проблемы. Это связано с увеличением новых орфанных заболеваний, вошедших в программу, увеличением дозировок некоторых препаратов, возможными осложнениями во время лечения, отсутствием переходящего остатка на следующий год при формировании бюджета, неурегулированностью закупочной деятельности и сложностью с логистикой в регионах. А есть регионы, которые вообще не получают лекарственные препараты в рамках данной программы», — рассказала общественница.

Модератор дискуссии сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев озвучил особенности программы. Первая, по его словам, — это обеспечение лекарственными средствами без привязки к статусу «инвалид». То есть пациенты подхватываются на самом раннем этапе и включаются в регистр. По мнению эксперта, то, что программа направлена на заболевания, а не на социальные статусы, — это ориентир для всего развития льготного лекарственного обеспечения.

«Второй аспект — это персонифицированный подход, потому что ведется федеральный регистр, происходит защита персональных заявок, и вся вертикаль от региона до Минздрава прослеживается. Врачи знают пациентов и их потребности благодаря единому регистру. Третий момент — централизованные закупки за счет федерального бюджета. Это является очевидной экономией государственных средств и позволяет более эффективно закупать препараты для малых групп пациентов», — отметил Юрий Жулев.

В качестве позитивных результатов внедрения программы эксперт назвал снижение госпитализации пациентов в четыре раза, сокращение детской заболеваемости и увеличение качества и срока жизни.

Генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской продукции Министерства здравоохранения РФ Виталий Омельяновский рассказал про оптимизацию системы закупок и реорганизацию работы комиссии по включению лекарств в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и препаратов для 14 нозологий.

«Формирование перечня ЖНВЛП и перечня препаратов для 14 нозологий можно обсуждать на одной площадке, но они принципиально отличаются друг от друга. Бюджет на ЖНВЛП размыт и не имеет четкого размера и ограничений, поэтому, когда мы принимаем решение о включении того или иного препарата в список ЖНВЛП, мы не несем серьезной ответственности. Другая ситуация складывается с 14 высоко затратными нозологиями: там ограниченный бюджет четко прописанный, есть фиксированная сумма, в которую надо попасть», — отметил эксперт. 

Виталий Омельяновский добавил, что в ближайшее время планируется изменить работу комиссии по ЖНВЛП, так как она требует совершенствования и развития.

«Она выполнила ту функцию, которая была при ее создании, сейчас стоит задача сделать работу более прозрачной и рациональной. При принятии решений эксперты ориентируются на документы, но не всегда могут знать реальную эффективность препаратов», — подчеркнул спикер.

Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Астапенко согласна с тем, что назрела необходимость для изменения перечня ЖНВЛП и подходов к анализу потребностей для вхождения в программу новых нозологий.

«Мы активно этим занимаемся, и в ближайшие два-три месяца будет выработана позиция министерства по данному вопросу. Потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты. Здесь нам важно мнение общественных организаций и пациентского сообщества», — сказала она.

Елена Астапенко добавила, что существуют ограничения финансирования. По ее словам, экономия, которая складывается на госзакупках, не прогнозируемая, ее не хватает, чтобы покрыть потребности, которые есть.

«Формирование единого федерального регистра и учет всех пациентов позволит видеть всю картину целиком и, исходя из этого, формировать потребности на обеспечение льготными лекарственными препаратами. Большое внимание уделяется цифровизации этого процесса. Проводится большая работа с регионами. Все это позволит наладить механизм и устранить возникающие сбои», — уверена эксперт.

О том, что средств на закупки всего, что нужно, не хватает, сообщила и заместитель директора Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Ольга Константинова. Она добавила, что в некоторых регионах оказался переизбыток препаратов и их будут перераспределять в другие субъекты Российской Федерации.

Подводя итоги, эксперты единодушно согласились, что на данный момент программа доказывает свою эффективность, но существует большой дефицит бюджета и недофинансирование программы. В качестве аргументов для эффективной реализации программы эксперты выделяют увеличение финансирования, возможность выбора из нескольких препаратов в рамках одного и того же заболевания, оптимизация закупок и отправка лекарств в регионы, а также повышение доступности внедрения инноваций.

Источник: Общественная палата РФ https://www.oprf.ru/press/news/2715/newsitem/57314